Акция «Дом без насилия!»

С 8 по 17 апреля на территории Минской области проводится основной этап республиканской профилактической акции «Дом без насилия!».

Целью ежегодного мероприятия является вовлечение широких слоев населения и оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений. Исходя из этого, Министерством внутренних дел разработан план проведения акции на территории республики, определены задачи для субъектов профилактики. В числе них: принятие мер профилактического воздействия к лицам, совершающим домашнее насилие, доведение до граждан информации о возможностях государственных органов и общественных объединений в решении проблем домашнего насилия, разъяснение положений законодательства о профилактике домашнего насилия.

В период проведения акции сотрудники органов внутренних дел совместно с представителями духовенства, здравоохранения, образования, прокуратуры, жилищно-коммунального хозяйства, комитета по труду и социальной защите населения проведут ряд мероприятий. Будут посещены по месту жительства граждане, совершившие домашнее насилие. На данный момент в ОВД области за совершение фактов домашнего насилия состоит более 6 700 человек, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа. Особый упор будет сделан на семьи, где проживают дети, признанные находящимися в социально-опасном положении, и люди престарелого возраста, а также жилые помещения, состоящие на учете в ОВД (так называемые притоны), с применением находящихся там гражданам мер превентивного воздействия.

На базе территориальных ОВД области пройдут общепрофилактические мероприятия с привлечением максимального количества подучетных лиц, а также прекративших нахождение в ЛТП, выступления в трудовых коллективах, учреждениях образования. В указанный период на выездных судебных заседаниях будут рассматриваться уголовные, административные дела и гражданские дела о направлении в ЛТП, в отношении лиц, совершивших домашнее насилие. Пройдут заседания советов общественных пунктов охраны правопорядка. Организованы информационно-консультационные встречи с участием различных специалистов (психологов, сотрудников ОВД, по труду, занятости и социальной защите, здравоохранения) для лиц, подвергшихся насилию в быту.

Если Вам стало известно о том, что в той или иной семье сложилась неблагоприятная обстановка, возникают конфликтные ситуации, члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, дети находятся в социально-опасном положении, сообщите данную информацию в органы внутренних дел. Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии.

Телефоны  круглосуточного доступа  в «кризисные» комнаты и экстренной психологической помощи территориальных центров социального обслуживания населения  Минской области   для граждан, пострадавших от домашнего насилия (на 01.04.2024)

Название ТЦСОН   Юридический адрес ТЦСОН   Контактный тел. ТЦСОН, по которому можно обратиться по вопросу предоставления услуги временного приюта в «кризисной» комнате Контактный тел. экстренной психологической помощи Контактный тел. специалиста ТЦСОН для круглосуточного  доступа   в «кризисную» комнату
ГУ «Березинский территориальный центр социального обслуживания населения» 223311 г. Березино, ул. Красина,1 801715 69002 801715 69002 8(029) 9849326  
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Борисовского района» 222526 г. Борисов, ул. 50 лет БССР, д.27А 8 0177 78 67 25,  8 0177  78 65 54 8 0177 78 60 00, 8 (044) 557 16 06,     8 (044) 5571606  
ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения» 222417 г. Вилейка, ул.Водопьянова, 33 801771 3 63 19 801771 3 63 17 8(029) 8473225  
ГУ «Воложинский территориальный центр социального обслуживания населения» 222357 г. Воложин, ул. Мира, 8 8 01772 68 1 17 8 01772 68 1 17 8 (044) 5210685  
ГУ «Дзержинский территориальный центр социального обслуживания населения» 222720 г. Дзержинск, ул.1-я Ленинская, 37 80171670013 8(033) 3661264   80171670013 80333228968 8(033) 3661264  
ГУ «Клецкий территориальный центр социального обслуживания населения» 222531 г. Клецк,  ул. Толстого, 24 801793 60432 8(033) 3263470 801793 60432 8(033) 3263470  
ГУ «Копыльский территориальный центр социального обслуживания населения» 223927, г.Копыль, ул. 50 лет БССР,16А 8 01719 51 401 8 01719 51 4 00 8 01719 28376 8 01719 28 3 76   8(029) 5595060 8(029)2762453
ГУ «Крупский территориальный центр социального обслуживания населения» 222010 г. Крупки, ул. Советская, 6 801796-90052 801796-90050 801796-90054 80179690050 80179690044 8(029) 2521958  
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Логойского района» 223141, г. Логойск, ул. Победы,80 8 017 74 78-3-14 8 029 641-10-66 8 017 74 78-3-14 8 029 641-10-66 8(029) 6411066
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Любанского района» 223812 г. Любань, пер.Полевой, д.3 8 01794 67-9-86, 8(044)4642550   8 01794 67-9-86   8(044)4642550  
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района» 220045 д. Гаёк, д.6 8 017-547-51-66       8 029 574 84 73           8 044 738-61-72 8017-517-37-13 8 017 517-37-13 8 029 574 84 73           8 029 738 90 05  
Государственное учреждение «Молодечненский районный территориальный центр социального обслуживания населения» 222310 г. Молодечно, ул. Космонавтов, 13 8 0176 746620 8 029 102 07 22
8 0176 746620
8(029) 1020722
ГУ «Мядельский территориальный центр социального обслуживания населения» 222397, г. Мядель, ул. Нарочанская, 9 (адрес оказания психологической помощи (ОСАР)  г.Мядель, ул. Ленинская, 75) 80179722311, 80179721111 80179721111 8(029) 2635845
ГУ «Несвижский районный территориальный центр социального обслуживания населения»   222603 г. Несвиж, ул. Ленинская, д.115а  8-01770 5-16-24 8-01770-5-16-24 8(029) 7934529  
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Пуховичского района» 222827, г.Марьина Горка, ул. Новая Заря, 35а, ТБЦ «Хельсинки» кабинет № 156 801713-54012 801713-54012 8(044) 7718130
ГУ «Слуцкий территориальный центр социального обслуживания населения» 223610 г. Слуцк, ул. Социалисти-ческая,14 8(01795) 25496 8(01795) 25446 8(01795) 25496 8(025) 7539293
ГУ «Смолевичский территориальный центр социального обслуживания населения» 222201 ул.Советская, д.147, корп.2 г.Смолевичи 8017 76 27 118   8017 76 27102 8(044) 7532332  
ГУ «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения» 223710 г. Солигорск, ул. Козлова, 8 80174234266, 8044 4981419, 170 80174234266, 170   8(044) 4981419  
ГУ «Стародорожский территориальный центр социального обслуживания населения» 222932  г. Старые Дороги, ул. Кирова, 95 801792 37315 80445775308 801792 37217 801792 30769 8(044) 5775308  
ГУ «Столбцовский территориальный центр социального обслуживания населения» 222666 г. Столбцы, ул. Социалистическая,                д. 40-1 801717 51604 801717 51604 8(029) 3605499  
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Узденского района» 223411 г. Узда, ул. Первомайская, 2 «Б» 80171868645 80171868645 8(029) 2513008  
ГУ «Червенский территориальный центр социального обслуживания населения» 223232  г. Червень, ул. Ленинская, д. 38 8-01714-22309 8-01714-28846 8(029) 7680223  
ГУ «Жодинский территориальный центр социального+ обслуживания населения» 222160 г. Жодино, ул. Советская, 21 801775 4-86-24   801775 4-86-04 8(033)3222387  

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочнении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества.

Проблема, которая разрушает семью изнутри – это конфликты и совершаемое на их почве насилие.

Насилие над личностью это всегда тяжёлое испытание, особенно если оно исходит со стороны близкого человека.

Исторически насильственным актам в отношении членов семьи и близких давалась различная правовая оценка – от полного оправдания виновных за отдельные виды насилия до признания данных преступлений наиболее тяжкими из всех существующих. Женщины и дети длительное время считались собственностью главы семейства, которому было позволено применять физические меры воздействия даже без какой-либо провинности. В правовых источниках Древней Руси, древнеримском и англосаксонском праве родители имели почти исключительные права над детьми: разрешалось физическое наказание и даже убийство за непослушание и дерзость.

Сегодня проблема домашнего насилия интенсивно исследуется в различных странах мира. Даже в относительно благополучной в криминальном отношении Японии широкая распространенность семейного насилия повлекла за собой создание не только специализированных профилактических учреждений – приютов для ушедших из дома жен, подвергшихся избиению, и семейных судов, но также специальных научно-исследовательских курсов при Верховном Суде, деятельность которых направлена на разработку проблематики семейной криминологии.

Специальные законы, посвященные предотвращению насилия в семье, предусматривающие разноотраслевые меры, принятые на основе предложенного ООН в 1996 году Модельного закона о насилии в семье, действуют во многих странах мира.

Несмотря на то, что удельный вес преступлений, совершенных в сфере домашнего насилия, последние 5 лет не превышает 3 % от общего количества зарегистрированных уголовно наказуемых деяний, однако порой по своей жестокости и тяжести последствий они многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления.

Домашнее насилие происходит в любых слоях общества, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических аспектов.

Современные жизненные реалии все чаще заставляют задуматься над тем, что семейное насилие – это не только причинение физического вреда, но в большей степени систематическое психическое воздействие одного члена семьи на другого, путем унижения, оскорбления, усиления экономической и иной зависимости.

К правонарушениям, совершенным в сфере домашнего насилия, относятся противоправные деяния, посягающие на жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство людей, общественный порядок, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между близкими родственниками, членами семьи.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 04.01.2014 № 122-З под домашним насилием понимаются умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.

В соответствии с Уголовным кодексом и процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь:

Близкие родственники – это родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, физического лица, либо лица, совершившего правонарушение;

Члены семьи – это близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство.

Нередко «бытовые» конфликты происходят и в семьях, считающихся добропорядочными, где порой совершается «тихое» насилие. Граждане, в отношении которых оно осуществляется, не решаются обратиться за помощью, боясь испортить репутацию семьи или лишиться средств к существованию. Женщина, как правило, терпит все проявления агрессии со стороны мужа, так как в большинстве случаев он содержит семью.

Выявление таких фактов зачастую осложняется желанием женщины создать мнимое благополучие, не сообщать об имеющихся проблемах своим знакомым, родственникам и близким.

Но и сами женщины могут проявлять открытую агрессивность или подавлять ее в себе до тех пор, пока не наступит ситуация «последней капли». Отсюда – убийства женщинами своих мужей на бытовой почве, иногда без видимой всем причины.

Одной из основных причин бытовой преступности является пьянство, которое наносит огромный материальный и моральный ущерб обществу, осложняет демографическую ситуацию в республике, способствует уменьшению численности населения.

Неслучайно подавляющее большинство преступников, нарушивших общественный порядок или совершивших преступления против личности на почве бытовых отношений, либо до этого постоянно употребляли спиртные напитки, либо в момент совершения деяния были в состоянии опьянения.

Негативное влияние правонарушений в сфере домашнего насилия заключается, прежде всего, в формировании у правонарушителей чувства вседозволенности, безнаказанности, пренебрежения, как к закону, так и к общепринятым нормам морали. Но наиболее опасным итогом любого семейного конфликта, является негативное воздействие, которое он оказывает на детей. Семейное неблагополучие является главной причиной смещения ценностных ориентиров подростков, постоянные ссоры, рукоприкладство родителей формирует жестокость и злобу в характере несовершеннолетнего и служит питательной средой для их дальнейшего вовлечения в противоправное поведение.

В целях профилактики правонарушений, совершаемых в сфере домашнего насилия, сотрудниками органов внутренних дел принимается ряд мер профилактического характера:

– профилактическая беседа с лицом, склонным к совершению противоправного действия;

– профилактический учет;

– периодическое посещение семьи с конфликтными отношениями;

– защитное предписание;

– оказание семье юридической помощи, а также помощи в организации лечения от алкоголизма или наркомании;

– признание гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами и ставящего свою семью в тяжелое материальное положение;

– принудительное воздействие на хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц;

– лишение родительских прав;

– отобрание ребенка без лишения родительских прав, если оставление ребенка у граждан, у которых он находится, опасно для него;

– возбуждение уголовных дел за умышленное причинение легкого телесного повреждения, истязание, угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества;

– привлечение лиц, совершающих правонарушения в сфере домашнего насилия, к административной ответственности за оскорбление, причинение легкого телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья.

Также, органами внутренних дел активизируется взаимодействие с заинтересованными органами по предупреждению правонарушений в сфере домашнего насилия. Это такие направления как: обеспечение раннего выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях; принятия мер по организации надлежащего профилактического наблюдения за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за бытовые преступления; взаимодействие с сельскими и поселковыми комитетами, жилищно-эксплуатационными организациями по установлению граждан, длительное время не оплачивающих коммунальные услуги, ведущих антиобщественный образ жизни; проведение выездных судебных заседаний по изоляции лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, в условиях лечебно-трудовых профилакториев, частичному ограничению в дееспособности и лишению родительских прав; установление престарелых граждан, проживающих совместно с родственниками, ведущими антиобщественный образ жизни.

Специфика работы милиции по профилактике преступлений, совершаемых на почве бытовых отношений, заключается не только в организации эффективной системы реагирования на сигналы об уже совершенных правонарушениях, но и проведении упреждающих мероприятий по выявлению «проблемных» семей, острых бытовых конфликтов, чреватых трагическими последствиями, а также в осуществлении воспитательной работы с лицами, в отношении которых прогнозируется возможность преступного поведения в быту.

Большую роль в профилактике преступлений в сфере быта должны играть общественные организации по месту работы или учебы правонарушителей, в том числе советы профилактики, трудовые коллективы, администрация предприятий и учреждений.

В настоящее время развивается и институт общественных объединений, деятельность которых связана с защитой жертв насилия, созданием круглосуточных диспетчерско-информационных служб для оказания помощи пострадавшим.

Так, на областном уровне организованы круглосуточные бесплатные «горячие линии» по вопросу о консультировании пострадавших от домашнего насилия (+375 17 311 00 99), с возможностью обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp (+375 29 101 73 73, +375 29 899 04 01).

Также действует круглосуточный телефон Республиканской телефонной детской линии помощи для несовершеннолетних, оказавшихся в кризисном положении, сложной жизненной ситуации и нуждающихся в психологической поддержке (8 801 100 16 11)

Для оказания помощи жертвам насилия в настоящее время в республике созданы и действуют различные общественные объединения «Надежда и исцеление», «Дети не для насилия», «Радислава», функционируют «кризисные комнаты», где жертв семейного насилия не только выслушают, проконсультируют, но и, при необходимости, предоставят ночлег.

Следует остановиться на вопросах ответственности граждан за правонарушения, совершаемые в сфере домашнего насилия.

За правонарушения, совершаемые в сфере быта, предусмотрены следующие меры ответственности:

По статье 10.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания):

Части 1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Части 2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания – влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Примечание: Обязательным квалифицирующим признаком административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь является его совершение «в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи».

Когда насильственные действия совершаются над потерпевшим  систематически, равно как и если они были совершены однажды, но рассчитаны на причинение особенно мучительной боли, физических или психических страданий своей жертве, виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности по статье 154 Уголовного кодекса Республики Беларусь (истязание), за что предусмотрен арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

Если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимом положении, судом может быть применено наказание в виде ограничения свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом или без штрафа или лишения свободы на срок от одного года до пяти лет со штрафом или без штрафа.

В случаях, когда пострадавшее лицо, ощущало реальную угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, будет принято решение о привлечении виновного к уголовной ответственности по статье 186 УК Республики Беларусь, по которой предусмотрены наказания в виде общественных работ, штрафа, или исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок.

В случае причинения легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, свои права жертва домашнего насилия может защитить в частном порядке, путем подачи заявления в суд о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по статье 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь. И в этом случае к правонарушителю может быть применено наказание в виде общественных работ или штрафа, или же исправительных работ на срок до одного года, или арест.

Если Вам стало известно о том, что в той или иной семье сложилась неблагоприятная обстановка, возникают конфликтные ситуации, члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, дети находятся в социально-опасном положении, сообщите данную информацию в органы внутренних дел. Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии.