Что должен знать ребёнок

Счёт. Учить считать и отсчитывать в соответствии с образцом или названием чисел количество предметов по осязанию, по слуху (с открытыми глазами).

Ориентация в пространстве. Учить показывать направление от себя, двигаться вперёд, назад, влево, вправо, вверх, вниз. Обозначать словами положение того или иного предмета по отношению себя.

Ориентация во времени. Закреплять у детей представление о частях суток. Научить различать вчера, сегодня, завтра и правильно пользоваться словами.

Звуковая культура речи. Учить детей правильно произносить звуки родного языка, внятно произносить слова, отвечать громко, не торопясь.

Обучение рассказыванию. Учить рассказывать короткие хорошо известные сказки, выразительно передавать разговор действующих лиц. Воспитывать умение пересказывать небольшие рассказы и сказки, впервые прочитанные на занятии. Описывать предмет (игрушку, растение, животное, одежду), называть наиболее характерные признаки. Учить детей пользоваться грамматически правильными формами слов.

Величина, Упражнять в сравнении предметов по протяжённости сначала путём прямого прикладывания друг к другу, а затем на глаз (например: дай полоску такой же длины). Раскладывать предметы в возрастающей или убывающей по длине, ширине, высоте, толщине (например: самая широкая, уже, самая узкая).

Форма. Упражнять в различении и назывании круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы, шара, куба, цилиндра. Упражнять в обследовании форм осязательным и зрительным путями.

 

Как  развить  речь  ребёнка

  1. Общайтесь  с  ребёнком     с  первых дней  его жизни!
    Комментируйте      все      свои      действия,      подробно рассказывайте    о    предметах,  окружающих    вашего малыша.  Говорите  неторопливо  и  грамотно,  чтоб он улавливал окончания грамматических форм. Ни в коем случае не сюсюкайтесь с ним!
  2. Как только малыш начнет фиксировать взгляд, купите яркие картонные книжки-«гармошки». Показывайте ему цветные картинки и рассказывайте о том, что он видит.
  3. Процесс развития речи стимулирует мелкая моторика, поэтому делайте с ребенком гимнастику для пальчиков, рисуйте  карандашами   и  мелками  (не  фломастерами), предлагайте играть в мозаику, перекладывать мелкие предметы (например, фасоль, счётные палочки).
  4. Создавайте   ситуации,   при   которых   ребёнок   должен выразить свою просьбу словесно.
  5. Когда малыш начнет говорить, исправляйте его речевые ошибки только после того, как он закончит всю фразу. Попросите повторить его слова, которые он произносит неправильно. Не забывайте хвалить его после каждого успеха.
  6. Поощряйте речь ребёнка, задавая ему вопросы. Начните с тех, на которые он может дать односложные ответы. Постепенно усложняйте их: «Кто нарисован в книжке?», «Что ты делал на улице?».
 

Поговори со мною, мама!

Если    у    ребёнка    трудности    со    звукопроизношением,

необходимо обратиться к логопеду. Но если это по какой-либо причине невозможно, постарайтесь помочь ему сами.

Предложите такую игру: «А ну-ка, попробуй найти в своей комнате пять предметов, в названиях которых есть звук «б» (или любой другой). Нашел в комнате, переходим на кухню и т. д. Можно чуть усложнить задание: чтобы звуки были в конце слова, в начале, в середине. Нужный звук попросите выделить голосом.

С пяти-, шестилетними детьми необходимо заниматься и звуковым анализом, то есть научить его определять порядок звуков в слове, выделять отдельные звуки и, наконец, различать их по качественным характеристикам (согласный, гласный, твердый, мягкий). Дело в том, что скрытая причина одной из самых главных школьных бед – огромного количества ошибок в диктантах – истекает именно из-за фонетико-фонематического недоразвития. Так что ваши занятия смогут предупредить будущие трудности.

Начать лучше со слов более простых – трёхзвуковых (дом, лес, год и т. д.). Возьмите фишки или пуговицы одного цвета и попросите ребенка составить модель слова, то есть положить рядом три одинаковые фишки. Потом объясните, что такое гласные звуки: они ведь волшебные, их можно пропеть или громко крикнуть, и ничего не помешает – ни губы, ни язык, ни зубы. Это дети понимают очень быстро. А вы тут же договоритесь, что отныне гласные звуки будете обозначать только, скажем, красными фишками. Потренируйтесь на этих моделях, но не забывайте, что игра должна продолжаться не более 10-15 минут.

Теперь можно переходить к четырёхзвуковым словам. Но главное здесь обратить внимание на особенность произнесения звуков твёрдых и мягких – где язычок, сжаты ли губы… Попросите малыша придумать определения звукам – «ль» (например, «листок»), «нь» («тоненький») и твёрдому «т» («строгий», «сердитый»).

Это не так-то просто, поэтому излишне не настаивайте, но, когда ребенок научится различать эти звуки, договоритесь, что твёрдые согласные теперь будете обозначать синими фишками, а мягкие – зелёными. И снова – игра в составление слов.

Если в ходе занятий вы заметили, что ребёнок упорно путает определенные звуки: «б»-«п», «д»-«т», «з»-«с»(хотя произносить их он может очень чисто), к логопеду всё-таки придётся обратиться.

 
 

Игры для развития речевого творчества

1. «Составь предложение по предметной картинке»

    «Составь рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.

  • Составление предложений по опорным словам.
  • Игра   «Если   бы   я»    Предлагаем   детям   подумать   над   следующими

предложениями и закончить их:

*Если бы я была ветром, то

*Если бы я был звездой, то

*Если бы я была невидимкой, то и т.д.

  • Игра «Любимая игрушка». Попросить детей принести из дома любимую игрушку.
    После  этого  дети  совместно  придумывают  сказку,  в  которой  участвуют  их
    игрушки.
  • Игра «закончи рассказ, сказку». Педагог предлагает детям продолжить начатый рассказ или сказку.
  • Игра «Тайный друг». Ребенок описывает своего друга, не называя его имя и фамилию. А остальные дети угадывают, о ком идет речь.
  • Игра «Волшебный стул». По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.
  • «На кого похож этот человек». Каждому ребенку дети подбирают на какое дерево он похож, на какое животное, на какой цветок, на какое время года.
  • Игра «Человек будущего». Попросить детей описать характер человека будущего и нарисовать его портрет.
  • Игра «Добрые тучки». Дети встают в круг. Все они маленькие тучки, а один из них- ветерок. Ветерок по очереди дотрагивается до тучек и каждая из них рассказывает ему, кого и при каких обстоятельствах она напоила дождиком.

И. «Добрая  сказка».   Изменить  в  любой   сказке  всех  отрицательных  героев  на положительных и придумать сказку по- новому.

  1. Игра «Золотые рыбки». Поделить детей на группы и предложить им представить себя золотыми рыбками, исполняющими только те желания, которые помогут людям стать лучше и добрее. Дети должны перечислить желания людей, которые исполнит или не исполнит их рыбка.
  2. Игра   «Школа   вежливости».   Каждый   ребенок   по   кругу   должен   придумать предложение с вежливыми словами, т.к. все они ученики в школе вежливости.
  3. Игра «Город помощи». Делим детей на группы и предлагаем им представить, что они попали в город, где все жители всегда приходят друг другу на площадь. Как поступят жители этого города, если:

* Кто-то из них потеряет деньги;

*У кого-то из них заболеют родители;

* Кто-то из них заблудится в лесу и т.д.

Каждая группа придумывает небольшую инсценировку о той или иной ситуации и показывает её всем детям.

  1. Игра «Заботливый лесник». Дети встают в круг и каждый держит в руках карточку лесного обитателя. Один из детей-лесник. Лесник подходит к кому-либо из детей и рассказывает о том, что он может сделать для того или иного лесного жителя.
    Например: для зайца он разведет огород, лосю запасет на зиму сено и т.д. Если в течение нескольких секунд лесник не сможет придумать, чем он поможет тому или иному зверю, лесником становится тот, кому он не смог помочь.
  2. Игра «Планета любви». Дети должны представить себя жителями планеты любви и ответить на вопросы:

     *Как выглядят жители этой планеты?

*Какие поступки совершают?

*О чем думают жители этой планеты?

*Что больше всего радует и огорчает жителей этой планеты?

  1. «Наши мамы». Попросить узнать у своих мам их любимое время года, любимое занятие, любимый фильм и т.д. После этого дети рассказывают друг другу о своих мамах.
  2. Игра «Мудрая сова». Раздать детям карточки с рисунками лесных обитателей. Дети встают в круг.  Один из них мудрая сова. Каждый придумывает какую-либо ситуацию, в которую попал его лесной обитатель и спрашивает совета у совы.
  3. Игры «Как мы поступим», «Найти выход». Дети рассказывают как они поступят в тех или иных ситуациях. Например:

     *В городе потерялся маленький ребенок и плачет; *Кто-то поссорился со своим другом и т.д.

  • Игра   «В   лесу   беда».   Играется   аналогично.   Дети   из   разных   ситуаций   и рассказывают.
  • Игра «Опиши животное». Детям раздаются открытки с изображениями животных. Каждый составляет описание своего животного, не называя его. Остальные дети угадывают, что за животное.
  • «Необыкновенное животное». Каждый придумывает какое-либо несуществующее
    животное, рисует его и описывает, рассказывает о нем всем детям.
  • «Отгадай цветок». Детям раздаются картинки с разными цветами.
  • Они описывают цветок, не называя его. Остальные дети угадывают, что это зацветок.
  • Игра «Угадай предмет». Играется аналогично как и предыдущая игра.
  • Ига «Фея вещей». Дети должны рассказать, как фея вещей лечила те или иные предметы, когда они болели.
  • Игра «На кого похожа клякса». Дети ставят на бумаге краской кляксу. После этого стараются понять на кого или на что похожа клякса. Предложить детям придумать небольшую сказку.
  • «Сочиняем сказку». Предлагаем детям вытянуть карточку с вопросами, на которые дети должны ответить небольшой сказкой или историей. Например:

     *Как вы думаете, почему птицы летают? *Почему лиса рыжая и т.д.

  • Игра «Веселая небылица». Дети сочиняют всякие небылицы.
  • Составление предложений и коротких рассказов, в которых все слова начинаются на один звук.
  • Пересказ рассказов, сказок каждым ребенком или по цепочке.
  • Игра «Веселый наездник». Каждый ребенок придумывает про Незнайку веселую историю и рассказывает ее детям.