Роль семьи и школы в исправлении дефектов речи

Одной из важных задач семьи, школы является развитие речи ребёнка, её культуры в широком смысле слова. Успешное выполнение этой задачи невозможно без преодоления у детей речевых нарушений. Это необходимо не только для эстетического воспитания, но и для полноценного умственного развития, так как речь является средством общения детей. Язык и мышление неразрывно связаны между собой. Недостатки речи могут задержать умственное развитие, ведь речь служит выражением мысли, формирует мышление. Отсутствие правильной и развитой речи затрудняет нормальное психическое развитие ребёнка. Некоторые дети осознают свой недостаток и становятся робкими, малообщительными (но как показывает опыт, это относится только к детям с заиканием).

Каждый родитель должен знать: ребёнок должен пойти в школу с правильной речью. Нарушение звукопроизношения должно стать исключением. Каждая мама помнит, как развивался её малыш, когда начал говорить слова, предложения.

А вот правильно ли он произносит звуки, не всегда обращают внимание. Родители делятся на несколько категорий:

– я ребёнка понимаю…

– подрастёт, научится…

– мы росли, нас не учили…

– не слышат неправильной речи…

Неправильное произношение возникает из-за неправильного отношения родителей к речи ребёнка, не исправляют, а иной раз сюсюкают, да и у родителей могут быть речевые дефекты.

Мы занимаемся со всеми детьми с нарушением звукопроизношения. Но никакая самая тщательная работа дефектолога не исключает необходимости домашних заданий с детьми. Говорить правильно только на занятиях – нужного результата не даст. Если материал не будет закрепляться:

  1. не будет достигнута необходимая эффективность;
  2. значительно удлинится период коррекционной работы.

И не прекращать занятий в период каникул.

Редко, но бывает, что звук не ставится, не автоматизируется. Причины всегда есть.

О чём говорит нарушение звукопроизношения? О том, что фонематическое восприятие недостаточно сформировано, не выработаны условные связи, с трудом дифференцируются звуки. А потом на письме это выливается в специфические ошибки. Нелепые вроде бы ошибки списывают на невнимательность, слабую зрительную память, неумение слушать; это всё присуще данной категории учащихся, но в корне лежит несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. При этом звуки могут быть не нарушены. Исправление таких ошибок – долгая и кропотливая работа. И проводит её учитель – дефектолог, занимаясь с этими детьми.

Трудности в обучении могут возникнуть и в связи с личностными особенностями ребёнка. Многое зависит от воспитания в семье, от отношений между учителем и учеником. Ребёнок должен чувствовать хорошее отношение к себе, чтоб его понимали, ему помогали. Соблюдайте речевой режим в семье, активнее способствуйте накоплению словарного запаса. Дети, не понимающие слов, с трудом осваивают технику чтения.

Постоянно говорить, объяснять, показывать, читать, читать. В доме должны быть детские книжки.