Совместная работа учителя-дефектолога и учителя

Учителю начальных классов необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. При этом даже опытные педагоги не могут обойтись без помощи логопеда.

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, корректировки методов и приемов работы с детьми логопатами. Ведь у учителя-дефектолога и учителя начальных классов общие задачи:

  • обеспечить успешное овладение учеником программ по родному языку и чтению;
  • развивать внимание, память, мышление ребёнка;
  • развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие и т.д.;
  • воспитывать ребенка в процессе обучения.

Успех работы учителя-дефектолога так же во многом зависит от тесного контакта с учителями начальных классов. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия у логопеда.

 Единые требования к занятиям с учениками-логопатами

На уроке в классе и на логопедическом занятии необходимо:

  • всесторонне развивать личность учащегося–логопата;
  • обучение должно носить воспитывающий характер;
  • учитывать возрастные особенности детей;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;
  • учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
  • добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
  • широко использовать наглядность, игровые приемы.

  Рекомендации учителя-дефектолога  учителю

  1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.
  2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.
  3. Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.
  4. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.
  5. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов.
  6. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим развитие дисграфии.
  7. Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.

Рекомендации учителю

При появлении уже в первом классе замен букв на письме необходимо сразу же выяснить причину их возникновения и начинать занятия по их устранению. Пассивное выжидание ни к чему хорошему не приведет, сами собой эти ошибки не исчезнут ни во 2-м, ни в 3-м, ни в 4-м классе.

Система работы по устранению этих нарушений строится по следующему плану:
Закрепление каждого звука отдельно, соотнесение его с определенной буквой. Исправление нарушенного звукопроизношения.
Дифференциация звуков на слух, дифференциация соответствующих букв в определенной последовательности: звуки, буквы; в слогах; в словах; в предложениях;  в связной речи.
В соответствии с этим планом выстроена работа над каждой парой.

Материал приблизительно разбит на занятия, но это деление условно, так как вся работа с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, строится индивидуально, с учетом их уровня развития, темпа письма, работоспособности, уровня утомляемости и т. д.
Поэтому вам необходимо все это учитывать при организации индивидуальных занятий. В конце каждого занятия дается самостоятельная работа. Необходимо подвести итоги и указать положительную динамику, что получилось, а над чем еще необходимо поработать.

Можно предложить ребенку подсчитывать количество допущенных ошибок на каждом занятии и следить за изменениями, т. е. делать самоанализ своей работы. Не забудьте похвалить ребенка после каждого занятия! Ведь именно похвала укрепляет его уверенность в себе, развивает желание исправить свои ошибки, совершенствоваться.

Обучение не должно быть простым «натаскиванием», поэтому весь материал, строится на развития мышления, памяти, внимания, логики и т. д. Было бы хорошо, если бы параллельно, ребенок посетил занятия у психолога, где с ним поработали бы над развитием этих качеств.

Памятка для родителей

В нелегкой форме по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

  • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
  • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
  • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
  • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закрепления звукопроизношения проводить специальные занятия;
  • проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

  •  ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком одно из обязательных условий правильного речевого развития;
  • выполнение всех условий речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
  • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
  • занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4 – 5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
  • занятие не следует перегружать заданиями;
  • на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
  • к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

1.Ребенку важно уметь: определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце); делить слова на слоги; различать твердые и мягкие согласные; различать гласные и согласные звуки; различать слова, похожие по звучанию; различать слова, отличающиеся одним звуком; находить слова, в которых нет заданного звука; осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

2.Формирование правильного звукопроизношения.
Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.

Родители должны сами говорить правильно, называть все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

3.Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.
Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15 – 20 минут.

4.Развитие моторики и графических навыков.
Необходимо тренировать: пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «вниз» и т.д.)  общую моторику; мелкую моторику – развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д. Использовать приемы:  пальчиковые игры,   штриховки.

5.Развитие звукобуквенного анализа.
Ребенка надо научить: устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами; понимать смыслоразличительную роль буквы.

6.Развитие словаря.
Формировать умения: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам; пересказать текст; рассказать сказку.

7.Обучение чтению.
Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.

Если вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

Рекомендации  родителям

При появлении уже в первом классе замен букв на письме необходимо сразу же выяснить причину их возникновения и начинать занятия по их устранению. Пассивное выжидание ни к чему хорошему не приведет, сами собой эти ошибки не исчезнут ни во 2-м, ни в 3-м, ни в 4-м классе.

Система работы по устранению этих нарушений строится по следующему плану:

  • Закрепление каждого звука отдельно, соотнесение его с определенной буквой. Исправление нарушенного звукопроизношения.
  • Дифференциация звуков на слух, дифференциация соответствующих букв в определенной последовательности: ​звуки, буквы; в слогах; в словах; в предложениях; в связной речи.

В соответствии с этим планом выстроена работа над каждой парой.

Материал приблизительно разбит на занятия, но это деление условно, так как вся работа с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, строится индивидуально, с учетом их уровня развития, темпа письма, работоспособности, уровня утомляемости и т. д. Поэтому вам необходимо все это учитывать при организации индивидуальных занятий. В конце каждого занятия дается самостоятельная работа. Необходимо подвести итоги и указать положительную динамику, что получилось, а над чем еще необходимо поработать.

   Можно предложить ребенку подсчитывать количество допущенных ошибок на каждом занятии и следить за изменениями, т. е. делать самоанализ своей работы. Не забудьте похвалить ребенка после каждого занятия! Ведь именно похвала укрепляет его уверенность в себе, развивает желание исправить свои ошибки, совершенствоваться.

Обучение не должно быть простым «натаскиванием», поэтому весь материал, строится на развития мышления, памяти, внимания, логики и т. д. Было бы хорошо, если бы параллельно, ребенок посетил занятия у психолога, где с ним поработали бы над развитием этих качеств.

Беседа с родителями

Каждый родитель, ведя ребенка в школу первого сентября, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией в школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:

  • общее недоразвитие речи;
  • нарушение процессов чтения и письма;
  • нарушение памяти;
  • низкую концентрацию внимания;
  • нарушение словестно-логического мышления.

Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты вам поможет  учитель-дефектолог, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны на себя брать родители.

Решение логопедических проблем потребует вашего желания, веры и терпения.