Памятка для родителей по подготовке детей к обучению письму

Письмо – сложный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Процесс письма является очень трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля.

Особое внимание родители должны обращать на подготовку рук ребенка к письму в школе.  Часто многие трагедии связаны с тем, что ребенок долго сидит и пишет черточки, крючочки. Корявые каракули огорчают до слез малыша, доставляют немало невеселых минут и родителям: ну почему другие дети пишут ровно и красиво, а наш?

У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш, ручку. Одни держат ручку или карандаш в кулаке, другие – слишком далеко или близко к нижнему кончику, третьи – неверно располагают пальцы и т.д.Подумайте, с чем это может быть связано у вашего ребенка?  Иногда это происходит от того, что он не умеет работать за столом, не знает, как надо правильно держать ручку или карандаш. В этих случаях старайтесь больше объяснять и показывать. Правда, для этого необходимы время.

 Hо чаще всего ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, этим детям трудно не только писать и рисовать, но и лепить, конструировать. Они долго застегивают пуговицы, неловко шнуруют ботинки, часто роняют посуду, накрывая на стол, и т.д.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок писал правильно, красиво и легко?.  Hадо организовать жизнь ребенка, его игры и забавы, начиная с самого рождения, таким образом, чтобы в повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, то есть качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. 

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручного труда: рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей, моделирование. Для девочек (а возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания.

Важно посильное участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборка помещения и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Полезно выполнять с ребенком  разные упражнения:

  • Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
  • Нанизывание бус, бисероплетение;
  • Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
  • Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
  • Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
  • Рисование по точкам, пунктирным линиям;
  • Полезно использовать задания по развитию мелкой моторики пальцев рук с использованием круп и зернобобовых. С их помощью дети знакомятся с различными крупами, макаронными изделиями, зернобобовыми, определяют форму, цвет, величину этих продуктов, с огромным интересом выкладывают из них различные узоры и даже буквы. Например, букву «р» можно строить таким образом: палочку – из гороха, дугу – из зерен кофе. Тогда  образ буквы закрепляется в памяти более отчетливо.

Для развития движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов:

“Сидит белка…”
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

“Дом и ворота”
На поляне дом стоит (“дом”),
Ну а к дому путь закрыт (“ворота”).
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем (“дом”).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

“Кольцо”
кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

Пальцы здороваются”
Соединить пальцы обеих рук “домиком”. Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

“Оса”
выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;

“Человечек”
указательный и средний пальцы “бегают” по столу;
те же движения производить пальцами левой руки;
те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук (“дети бегут наперегонки”);

“Коза”
вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

Очки
образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

“Зайчик”
вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

“Деревья”
поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

“Птички летят”
пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз.

В последние годы  появилось большое количество доступной научной и научно-популярной литературы, предназначенной для родителей: прописи, игры, игрушки   и др.

Родителям важно помнить, что систематические  упражнения по тренировке движений пальцев рук  не только помогут  подготовить руку к письму, но также будут способствовать развитию речи в целом,  развитию волевых качеств, терпения, настойчивости, аккуратности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий, – М., 1999
  2. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи: Сб. упр.: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей, – М., 2001
  3. материалы сети Internet.