ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ 11 мая 2017 г. № 46 Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101
Состав аттестационной комиссии на 2024/2025 учебный год
- Огородная Людмила Васильевна – председатель аттестационной комиссии, учитель математики, высшая квалификационная категория;
- Грекович Татьяна Владимировна – заместитель председателя, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория;
- Тумар Елена Николаевна – секретарь, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;
- Артимович Полина Петровна – член аттестационной комиссии, учитель информатики, высшая квалификационная категория;
- Романовская Ирина Вацлавовна – член аттестационной комиссии, учитель химии, высшая квалификационная категория;
- Мильто Ольга Петровна – член аттестационной комиссии, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, представитель от профсоюза;
- Мельник Юлия Владимировна – член аттестационной комиссии, учитель математики, первая квалификационная категория, заместитель директора по учебной работе, представитель от администрации.
План
работы аттестационной комиссии
Государственного учреждения образования
«Верхменская средняя школа им. В.А.Тумара»
на 2024/2025 учебный год
№п/п | Содержание мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии | сентябрь | Аттестационная комиссия |
2. | Ознакомление членов аттестационной комиссии с их обязанностями | сентябрь | Председатель аттестационной комиссии |
3. | Утверждение плана работы аттестационной комиссии | сентябрь | Аттестационная комиссия |
4. | Ознакомление педагогических работников высшей квалификационной категории со сроками аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории. Выдача направлений на сдачу квалификационного экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории. | сентябрь | Председатель аттестационной комиссии |
5. | Проведение консультаций для педагогических работников по вопросам проведения аттестации | в течение аттестационного цикла | Председатель аттестационной комиссии |
6. | Прием заявлений на аттестацию на высшую, вторую и первую квалификационную категорию | в течение аттестационного периода (до 31 марта) | Секретарь аттестационной комиссии |
7. | Работа с заявлениями педагогов на аттестацию | по мере поступления заявлений | Секретарь аттестационной комиссии, инспектор по кадрам |
8. | Рассмотрение заявлений об аттестации на высшую, первую и вторую квалификационную категорию | по мере поступления заявлений (до 31 марта) | Аттестационная комиссия |
9. | Оформление заявки в отдел образования на сдачу квалификационного экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории | по мере поступления заявлений до 31 марта | Председатель аттестационной комиссии |
10. | Оформление направления, анкеты аттестуемого и заявки на квалификационный экзамен на подтверждение высшей кв. категории в МОИРО | в соответствии с графиком квалификационных экзаменов в МОИРО | Председатель аттестационной комиссии |
11. | Выдача направлений педагогическим работникам на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию | в соответствии с графиком квалификационных экзаменов в АПО, МОИРО | Председатель аттестационной комиссии |
12. | Составление графика аттестации (дополнений к графику) педагогических работников:на высшую категорию и категорию «учитель-методист»на подтверждение высшей категориина вторую и первую категорию | после сдачи КЭпосле сдачи КЭдо 1 апреля | Председатель аттестационной комиссии |
13. | Ознакомление аттестуемых педагогов с графиком (дополнением к графику) аттестации | в течение 10 дней после утверждения приказом | Председатель аттестационной комиссии |
14. | Составление и согласование с аттестуемыми педагогами программ изучения их профессиональной деятельности | до 1 апреля | Аттестационная комиссия |
15. | Согласование с педагогами, претендующими на первую и высшую категорию, форм представления опыта работы | до 1 апреля | Аттестационная комиссия |
16. | Изучение профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников | в соответствии с графиком аттестации и сроками программ изучения | Аттестационная комиссия |
17. | Систематизация и обобщение результатов деятельности аттестуемого педагога. Подготовка материалов по результатам изучения педагогической деятельности аттестуемых | в соответствии со сроками программ изучения | Аттестационная комиссия |
18. | Подготовка характеристик на аттестуемых педагогов | в соответствии со сроками программ изучения | Аттестационная комиссия совместно с администрацией |
19. | Ознакомление аттестуемых педагогов с характеристиками | за неделю до аттестационного собеседования | Аттестационная комиссия совместно с администрацией |
20. | Заседания аттестационной комиссии | в соответствии с графиком аттестации и дополнениями к нему | Председатель аттестационной комиссии |
21. | Оформление решений аттестационной комиссии | в соответствии с графиком аттестации и дополнениями к нему | Секретарь аттестационной комиссии |
22. | Предоставление копий приказа о подтверждении высшей квалификационной категории в планово-экономический отдел управления | в день заседания аттестационной комиссии и принятия решения о подтверждении педагогом высшей квалификационной категории | Председатель аттестационной комиссии |
23. | Подведение итогов аттестации | в конце аттестационного периода | Председатель аттестационной комиссии |
Алгоритм описания опыта работы педагога
- Тема
Тема должна отражать главное направление в содержании работы учителя.
Для формулировки темы необходимо задать себе 2 вопроса:
1) «Что я делаю?»;
2) «Для чего? С какой целью?».
Обычно тема состоит из 2-х частей: «что?» + «для чего?»
- «… для …»
- «… как средство …»
- «… как основа …»
«Использование … для …»
«Приемы (методы) … как средство развития (формирования) …»
Типичные ошибки:
а) тема очень широкая;
б) тема очень узкая;
в) тема требует раскрытия многих направлений.
2. Актуальность опыта
Ответ на вопрос: «Почему я это делаю?» (обоснование выбора темы).
Возможные варианты:
- значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога;
- проблема, которую вы планируете разрешить средствами своей практической деятельности.
Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.
- «Для меня эта тема актуальна, потому что…»
- «Актуальность темы обусловлена …»
- «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …»
Типичные ошибки:
а) описание отрицательного опыта собственной педагогической деятельности.
3. Цели опыта
Для формулировки цели необходимо ответить на вопрос:
«Чего я хочу добиться в результате своей деятельности?».
Формулировки цели обычно начинаются с существительного
- развитие
- формирование
- определение условий
- совершенствование
- повышение уровня
- обеспечение
Типичные ошибки:
а) цель не соответствует теме;
б) не отражает направленности на совершенствование образовательного процесса, личности учащихся;
в) цель шире темы;
г) цель уже темы.
4. Задачи опыта
Для формулировки задач необходимо ответить на вопрос:
«Что я делаю для достижения данной цели?».
Задачи прописываются как средства достижения цели или последовательность действий (шагов) по достижению цели.
Можно ставить задачи в сфере деятельности педагога или в сфере деятельности учащихся, но не смешивать их между собой.
Формулировки задач начинаются с глагола
- организовать
- выявить
- проанализировать
- составить
- разработать
- провести
Типичные ошибки:
а) формулируются задачи по самообразованию педагога («изучить учебно-методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.);
б) формулируются задачи по экспериментальной или опытно-экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести эксперимент» и т.п.).
5. Ведущая идея опыта
Идея – это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении. Попробуйте сформулировать суть своего опыта в нескольких предложениях.
Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:
- «Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»;
- «Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»;
- «Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».
Типичные ошибки:
а) идея опыта не связана с темой и целью;
б) идея опыта не раскрывается в последующем содержании деятельности.
6. Описание сути опыта
Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:
1) «Что у меня получается лучше всего?»;
2) «На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе?» (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием АВТОРОВ);
3) «Что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?»;
4) «Что конкретно я изменил в образовательном процессе – содержание, методы, формы организации учебной деятельности учащихся?» (конкретные примеры заданий, методов и приёмов, форм работы);
5) «В какой системе можно представить мой опыт:
- система работы с 1 по 4 классы;
- система уроков по изучению одного раздела учебной программы;
- система работы на уроке определенного типа;
- система заданий по учебной теме или др.?»
6) «Какие этапы можно выделить в моей работе?».
Порядок изложения опыта может быть подчинён заявленным задачам – опишите, как Вы решали каждую задачу, в какой последовательности действовали, какой материал подбирали (с ссылкой на авторов) или разрабатывали сами, как организовывали деятельность учащихся. Приведите конкретные примеры и факты (фрагменты уроков, варианты заданий можно включать в основной текст, полные конспекты уроков – давать в приложении).
Типичные ошибки:
а) опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме;
б) содержание опыта не соответствует теме, целям, задачам;
в) опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежных» понятий
(«орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком»);
г) отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы;
д) описание ведётся не от первого лица («Учитель на уроке должен …»);
е) научные термины используются без понимания их сути;
ж) не указываются авторы классификаций, подходов, методик, которые педагог
использует в своей деятельности (получается, что автор – сам учитель);
з) отсутствуют конкретные примеры из опыта работы педагога
и) заимствование из Интернет-источников
7. Результативность опыта
Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:
1) Как можно доказать результативность моего опыта?
2) Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
3) Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
4) По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
5) Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?
Самое главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.
Типичные ошибки:
а) результаты не отражают того явления, о котором шла речь в опыте работе
(формировали выразительность чтения, а проверяли беглость);
б) результаты опыта по конкретной теме подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).
8. Заключение. Перспективы развития опыта
В заключительной части даём ответы на вопросы:
1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?
2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?
3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?
4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?
5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?
9. Список использованных источников
Указываются только те источники, на которые сделаны ссылки в тексте.
Список публикаций автора по теме опыта.
10. Приложения
Приложение может включать:
- конспекты уроков или технологические карты по теме опыта;
- примеры заданий;
- инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы);
- таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта
№ п/п | Критерии | Показатели | Баллы |
1 | Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой | В представленном опыте нет четкого выделения педагогической проблемы, либо целей и задач деятельности, либо результата | 1 |
Прописанные в представленном опыте педагогическая проблема, цели, задачи, результат деятельности не согласуются между собой | 2 | ||
Цель деятельности, представленной в опыте, определена на основании заявленной проблемы; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности не отражает степень достижения цели | 3 | ||
Цель деятельности, представленной в опыте, направлена на решение актуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает степень достижения цели | 4 | ||
2 | Сущность опыта | В опыте представлено описание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания | 1 |
В опыте представлен набор известных приемов (методы, формы, средства, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов | 2 | ||
Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основе авторской идеи. Описана деятельность автора по его применению | 3 | ||
Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий) | 4 | ||
3 | Результативность, эффективность | Выделены отдельные показатели результативности. Результативность опыта не доказана | 1 |
Выделены отдельные показатели результативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны | 2 | ||
Выделены отдельные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Нечетко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта | 3 | ||
Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта | 4 | ||
4 | Методический уровень описания опыта | Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания) | 1 |
Опыт представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материалов) | 2 | ||
Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования | 3 | ||
Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами | 4 | ||
5 | Защита опыта на основе разработанного на экзамене фрагмента педагогической деятельности | Фрагмент педагогической деятельности не доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Нарушена структурная целостная фрагмента педагогической деятельности. Цель и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание не позволяет достичь цели занятия. Деятельность обучающихся на занятии практически не планируется | 0-3 |
Фрагмент педагогической деятельности не в полной мере доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание частично соответствует поставленным целям и задачам. Планируется фрагментарная деятельность обучающихся | 4-7 | ||
Фрагмент педагогической деятельности убедительно доказывает владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия требуют незначительной корректировки. Отобранное содержание в полной мере позволяет достичь цели занятия. Планируется деятельность обучающихся | 8-11 | ||
Фрагмент педагогической деятельности убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности представляет собой законченный целостный продукт. Цели занятия поставлены конкретно и направлены на достижение результата. Содержание в полной мере соответствует поставленным целям и задачам. Планируется системная деятельность обучающихся | 12-16 |
Образец заявления
Председателю аттестационной комиссии
Название учреждения образования
Ф.И.О.
___________________________________
(Ф.И.О.)
___________________________________
___________________________________
(должность, квалиф. категория)
Заявление
_____________
(дата)
Прошу аттестовать меня на _________________________ квалификационную категорию по должности ________________________.
__________________________________________________________________
(дата присвоения предыдущей категории, номер приказа)
Подпись Ф.И.О.